Привет! Я Евгения, и многие знают меня как сооснователя Rokkoly, но кроме этого я ещё и мама — у меня две классные дочки! А ещё я давно интересуюсь методикой Монтессори и успела отучиться в двух университетах.
Не могу сказать, что я на 100% Монтессори-мама, но сколько всего полезного я узнала, погружаясь в методику!

И, в первую очередь, это знания об обустройстве домашней среды — ими я делюсь у себя в телеграм-канале.

Для статьи, которую вы прочтёте ниже, я попросила других мам и специалистов поделиться своими советами и наработками.

Я искренне рекомендую внимательно прочитать весь материал, потому что в нем невероятно много пользы. И это не теория, которую вы найдете в книгах, а самая настоящая практика — они уже попробовали со своими детьми, и у них это работает!

Маргарита Булыгина (Иванова),

специалист по раннему развитию детей от 0 до 6 лет.

Телеграм-канал: https://t.me/margotalks

Сядьте на уровень ребёнка и посмотрите

В Монтессори методике есть рабочее правило — сядьте на уровень ребёнка и посмотрите, как вам? Можете ли вы взять то, что нужно? Можете ли вы помыть руки? Нравится ли вам то, что вы видите? Если вам неудобно, тогда сделайте так, чтобы вы могли дотянуться до всего необходимого, но помните о том, что вы сейчас ростом с ребёнка и руки у вас тоже не такие длинные.

Будучи в роддоме, я была немногословна со своим ребёнком. Как-то ко мне подошла мама из соседней палаты и сказала, точнее, рявкнула на меня, что с ребёнком нужно разговаривать всегда и обо всём. Видимо, её сильно раздражала моя неловкость и молчаливость в моменты, когда сын рыдал. И я начала говорить — историю сходу придумывать я не мастак, поэтому говорила обо всём, что делаю и что вижу.

Монтессори дома

Дома всё шло гладко. Сын ревел днями и ночами, я таскала его на руках и пела «Арию» вместо колыбельных. Казалось, что так и должно быть, что все дети такие, и раз так много родителей справляются, то и нам это по силам. Я принимала сына целиком и полностью, пока нас в три месяца не положили в больницу. А там дети такие все молчаливые и спокойные — один мой громко плачет и всячески выказывает недовольство. Вернувшись домой, я осознала, что вообще-то уже невыносимо быть мамой, которая, как супергерой, способна справиться со всеми слезами ребёнка. И я пришла к врачу с запросом: а точно ли у меня нормальный ребёнок? Почему он всегда плачет? И начались проверки. Я обошла всё, что было предложено. Вердикт: ребёнок здоров. Успокоившись, я зарубила себе на носу факт, что все дети разные и что если мой ребёнок плачет громче других, это не значит, что он не здоров, а я плохая мама.

Примерно так я стала Монтессори-мамой, когда ещё даже не ведала о методике. В голове всегда была мысль, что это маленький ребёнок, который полностью зависит от того, что я для него делаю. Спустя 4 месяца я приобрела книгу Даны Саскинд «Тридцать миллионов слов» и узнала, что правильно поняла рекомендацию другой мамы. Но упустила момент со смехом. Я никогда искренне и от души не смеялась при ребёнке. А оказалось, что младенцы уже в два месяца не только улыбаются своими беззубыми ртами, но и смеются в голос. И когда я специально засмеялась перед сыном, то в ответ почти сразу получила его смех. В этот момент у меня камень с души упал, я буквально испытала облегчение, что всё нормально — функция смеха активирована.

Монтессори среда дома

В этой же книге была рекомендация других книг. Так я узнала о теории привязанности Гордона Ньюфелда и методике Марии Монтессори. К тому времени в квартире уже были некие изменения для удобства ребёнка. Но после прочтения книг Монтессори начался полный переворот. Сразу появился стол и стул, башня маленького помощника, и были докуплены игрушки (это было ошибкой). Дело в том, что до знакомства с методикой у сына было 3–5 игрушек.

Всё остальное он действительно черпал из среды — складывал предметы в оставленную мной на столе бутылку с широким горлышком вместо проталкивания, весело ползал за кошкой вместо мяча, ходил, придерживаясь за сушилку для белья, расставлял крышки от кастрюль по кастрюлькам вместо пазлов-вкладышей. Я всего лишь не мешала ему всё это время, а смотрела за его действиями. А потом я накупила игрушек, которые нашла в блогах на Pinterest с припиской «Монтессори», и мне резко понадобилось сразу познакомить ребёнка с каждой из них, да и так, чтобы у ребёнка получилось всё с первого раза. А у него не получалось, или ему вообще было неинтересно.

Монтессори занятия дома

Мне не хотелось мириться с неуспешностью, поэтому я сосредоточилась на среде и начала сначала. Я училась предлагать ребёнку творческие материалы, потому что у Монтессори дети уже в полтора года рисуют краской с кистью. И о, чудо, волшебство произошло. Подготовив необходимый материал, я увидела, как он справляется с кистью, как рисует, не выходя за листок, и получает удовольствие от процесса. Ему даже понравилось отмывать после рисования банки и кисти. Чтобы сын мог сам мыть руки, набирать воду в лейку для полива цветов и, собственно, мыть свои «игрушки», в ванной у нас стояла башня помощника. Временами башню переносили на кухню для совместной кулинарии. Но к двум годам у сына уже был свой собственный кухонный стол, где разместилась станция для питья, хозяйственный уголок с тряпочками, щёткой-смёткой и совочком. Игрушки ушли на второй план — у нас кипела реальная жизнь.

Ещё пара слов о кулинарии. Как вы поняли, я достаточно тревожная мать. Мой сын так много орал в первый год жизни, что мне было боязно давать ему что-то, что может нанести вред, и слушать дополнительную порцию крика и слёз по моей вине. А нож на кухне очень даже может нанести вред. Поэтому мы начинали с деревянного ножа. Если кто-то вам скажет, что это не по Монтессори — не верьте этому дилетанту, он не знает методику! Такая же история у нас была с ножницами. Прежде чем предложить резать бумагу, я приобрела пластиковые ножницы для пластилина — убедилась, что у ребёнка правильный хват и со спокойной душой предложила металлические. В моменты, когда мы что-то предлагаем сделать ребёнку, мы должны быть уверены, что у ребёнка получится, мы должны всем своим видом и внутренним состоянием показывать нашу веру в ребёнка. И тогда он сам в себя поверит. А представьте, если бы я сразу дала настоящий нож и ножницы, сидела бы рядом и тряслась, что он порежется, и передала бы ему чувство беспокойства и тревоги. Так, маленькими шагами, мы с сыном пришли к большим результатам.

 

В Монтессори очень важен взрослый

Став специалистом по методике Монтессори, я всегда спрашиваю у родителей: А что вы готовы прямо сейчас изменить у себя дома? Иногда мамы готовы на многое, а папы — нет. И это тоже надо учитывать. Возможно, первым изменением станет то, что оба родителя увидят, насколько иначе ведёт себя ребёнок, когда для него дома созданы условия — среда, в которой он многое может сделать сам. Есть крючок в прихожей на уровне роста ребёнка, есть петелька контрастного цвета на куртке — и тогда ребёнок сам может повесить куртку; есть стул, сев на который удобно самому обуться. Или банально появилась ступенька у раковины в ванной, благодаря которой ребёнок может сам себе помыть руки.

Организация хранения одежды в детской

А что будет, если вы не будете лезть к ребёнку, когда он очень старается собрать мозаику (или любую другую игру) и иногда пыхтит и сердится? Обычно родители не знают ответа на этот вопрос, потому что всегда останавливали ребёнка в этот момент. У каждого своя причина: если я не остановлю его, то… он всё раскидает; он выбросит игру на пол, и она сломается; он так сильно злится, что я не могу терпеть его всплески. Я лично наблюдала, как дети, бросив с негодованием детали игры на пол, потом вставали, поднимали детали и пробовали снова! Иногда у них не получалось, и тогда они обращались за помощью. Но если игра предложена в соответствии с навыками ребёнка, то он справится, и лицо его будет сиять от радости достижения: «У меня получилось, мама! Я сам!». Если же ребёнку ещё нужна ваша помощь в освоении, то предлагайте играть в неё вместе с вами или вернитесь на предыдущий шаг. Например, это очевидно в классических пазлах: ребёнок может собрать пазл из шести деталей, а из двадцати ему сложно. Значит, нужен промежуточный вариант — например, из двенадцати деталей. С мозаикой действуем аналогично: даём не десять деталей сразу, а всего пять.

 

А на какое занятие с ребёнком у вас есть ресурс?

Например, мама ещё не готова дать ребёнку в доступ творческие материалы, не готова показать ребёнку границы и правила работы с этим материалом. Тогда и не стоит себя заставлять. Можно доставать творчество в те дни, когда вы готовы и уверены в том, что справитесь, что это не вызовет у вас раздражения.

Взрослые когда-то тоже были детьми. Поэтому чаще вспоминайте, как было бы вам, если бы к вам так относились — ограничивали ваши действия.

Марина Михайлова,

Монтессори-мама и специалист, марафонка. Помогу создать пространство, в котором дети играют и слушаются. Расхламляю детскую комнату, разбираю игрушки и книги, подбираю занятия. Консультирую по вопросам воспитания. А ещё вдохновляю на бег 🙂

Веду блог «Мама, я смогу» в Телеграм.

У нас дома есть всё для сына»: как я сделала Монтессори-среду в маленькой однокомнатной квартире

Многие родители думают, что в однокомнатной квартире мало места, чтобы обустроить что-то дополнительное для малыша. В этой статье рассказываю и показываю, как я изменила квартиру для сына. Сейчас сыну Елисею 2 г. 7 мес., и у нас есть всё необходимое для того, чтобы он развивался в естественной среде.

Изменение среды также стало полезным и комфортным для нас. Мы с мужем себя ни в чём не ущемили. Наоборот, нам самим стало намного удобнее. Но обо всём по порядку. Итак, приглашаю вас в путешествие по нашей однокомнатной квартире.

Зона одевания: собираться на улицу с малышом стало легче

Начну с зоны одевания. В нашей прихожей прямо у входной двери было свободное место. Даже не помню, что там было до рождения Елисея. Скорее всего, просто пылилась наша обувь, которую мы вовремя не убирали. Я сразу поняла: это идеальное место для детского гардероба. Когда сыну было больше года, мы купили эту маленькую полку. Я распечатала ярлыки для одежды, купила органайзеры в fix-price и разложила вещи. Ярлыки помогают малышу по картинке определить, где какая одежда лежит.

В каждый органайзер кладу по две вещи в соответствии с сезоном, например: по две футболки, двое шорт, два носка и так далее. Отсюда же малыш может брать одежду для дома. У нас нет такого разделения, чтобы мы что-то носили только дома или только на улице.

Открытый шкаф для одежды по Монтессори

Плечики в детский гардероб повесила недавно, чтобы постепенно учить Елисея пользоваться вешалками. Раньше ветровки висели на крючках — так малышам проще убирать свою одежду.

Чтобы малыш учился самостоятельно одеваться, рядом поставила скамейку.
Процесс сборов на улицу стал проходить легче. На собственном опыте я сделала вывод, что нужны три составляющие, чтобы учить ребёнка самостоятельному одеванию:

  • подготовленный взрослый и его отношение/общение с малышом;

  • подготовленная среда;

  • удобная одежда.

Если у вас нет отдельного места для детского гардероба, как у нас, можно выделить нижние полки, до которых ребёнок легко дотянется. Ещё один вариант — сделать перекладину во взрослом шкафу и повесить туда одежду на уровне роста ребёнка. Так можно подготовить пространство и для домашней одежды, и для верхней. Верхнюю одежду можно повесить на крючки прямо у входной двери — видела, что кто-то использует для этого ключницу.

Что даёт подготовленное пространство маме и малышу:

  • развитие крупной и мелкой моторики. Только представьте, сколько движений нужно сделать малышу, чтобы надеть, например, футболку! А как надеть трусы или штаны и подтянуть их?
  • самостоятельное одевание даёт ребёнку ощущение уверенности в себе: «Я могу это сделать! Я справился». Формируется положительная самооценка.
  • развивается умение делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность.

«Если, например, мы собираемся на прогулку с ребёнком и хотим, чтобы он надел пальто, мы должны повернуться к ребёнку лицом и с любовью и уважением предложить ему пойти с нами, взять пальто (которое должно висеть в таком месте, чтобы ребёнок мог его достать) и надеть его.
Это явно лучше, чем просто взять одежду и, даже не объясняя, что мы собираемся сделать, подойти к ребёнку, схватить его и попытаться одеть, попутно объясняя, что ему пора идти гулять.
В возрасте трёх лет подобное поведение вызывает несогласие, начинается силовое противостояние, в котором, используя вербальное или физическое насилие, взрослый может подавить протест и победить. Однако ребёнок теряет бесценную возможность почувствовать, что он вырос, что его признают как человека, способного принимать решения, и что он живёт в среде, где с его мнением считаются».

(Из книги «Понимание человека. Важность первых трёх лет жизни», Сильвана Монтанаро.)

Зона по уходу за собой: чтобы заложить правильные привычки

Далее я вас приглашаю в нашу ванную — она у нас совмещена с туалетом. Зона по уходу за собой появилась у нас примерно к году жизни малыша и со временем дорабатывалась и улучшалась. Сначала у нас была башня, чтобы сын мог на неё подняться и помыть руки, лицо, губы. Сначала он учился залезать на неё, а потом — слезать. Так как он не дотягивался до мыла, я придумала поставить мыльницу на присосках сбоку. Сначала у нас было только одно мыло — кусковое. Вот так тогда выглядела эта зона.

Монтессори дома - организация зоны ухода в возрасте 1 год

Потом, когда он начал дотягиваться чуть дальше, я добавила жидкое мыло. Так я учила его выбирать и привлекала интерес к этому процессу.

До воды Елисей не дотягивался, и я использовала насадку на кран. Если ваш малыш совсем не дотягивается до крана, чтобы включить его, можно использовать разные приспособления. Например, удлинитель крана поможет малышу самостоятельно открыть и закрыть воду.

А ещё я не забыла про зеркало. Чтобы не сверлить стену, подобрала самоклеящееся зеркало — оно крепко держится на стене. Мне кажется, обязательно нужно зеркало на уровне лица ребёнка. Важно наблюдать за собой в процессе действий: видеть, что лицо грязное вокруг губ, как он протирает глазки или чистит зубы. Это помогает формировать точность движений и осознавать своё тело.

А ещё недавно у нас появился календарь чистки зубов. После чистки приклеиваешь «зубик» на липучку на утро или вечер. Елисей заценил. Сначала я показывала ему, куда клеить: «Сегодня понедельник, утром клеим сюда». Сейчас он сам клеит так, как считает нужным. Для него такой календарь — дополнительная мотивация. Для чистки зубов мы ещё используем песочные часы. Чистим зубы, пока течёт песок 🙂 У малыша дополнительный интерес.

Что получают мама и малыш, когда дома есть такие условия для ухода за собой:

— у мамы освобождаются руки — наконец не надо держать малыша на себе;
— у малыша развивается уверенность в себе. Каждый раз, когда он сам открывает кран и моет руки, у него остаётся ощущение успеха. А это база для дальнейшей самооценки. «Я могу», «я сам», «я влияю на этот мир», «я как папа и мама» — вот что думает малыш;
— у ребёнка постепенно появляется привычка ежедневно ухаживать за собой;
— малыш развивает самостоятельность, волю и концентрацию;
— тренирует моторику, у него улучшается координация движений и развиваются межполушарные связи.

Туалет у нас организован здесь же. При входе в ванную (она совмещена с туалетом) стоит горшок и коробка с бумагой. Трусы мне хотелось положить сюда же, чтобы всё было в одном месте. Места было мало, и я придумала подвесить на свободную стенку стиральной машины органайзер с двумя полками. Там всегда есть чистые трусы. Грязное бельё мы сразу кладём в стиральную машину. Малыш может взять трусы и пойти переодеться — скамейка для переодевания находится в прихожей, почти сразу, как выходим из ванной комнаты.

Зона ухода за собой в ванной комнате

Полка с игрушками у нас находится на кухне. Так получилось с рождения, когда я сына часто (или всегда) брала с собой на кухню. Вообще, в нашей семье кухня — это место сборов, «тусовок», своего рода гостиная. Примерно с двух месяцев я клала сына на коврик на полу. Когда у нас появилась полка, мы решили обустроить игровую зону здесь. Потому что сын всегда был там же, где и я. У нас было небольшое пространство от дивана до двери на кухню. Мы выбрали полку от Rokkoly, и я написала производителю, можно ли изготовить её по нашим размерам. У нас длина полки должна была быть чуть меньше, чем они производят. Они мне ответили, что сделают без проблем.

Открытый стеллаж по Монтессори

Творческий уголок мы сделали на другой полке — у окна, там же у нас расположены стол и стул. Сейчас на полке есть набор с пластилином, набор для рисования красками и набор для рисования карандашами.

На балконной двери у нас есть меловая доска — это обычная плёнка, которую мы просто приклеили на дверь. Я купила небольшую самоклеящуюся полочку и положила туда мелки. Контейнер для губки приклеила на двухсторонний скотч. Чтобы губка оставалась влажной, мы периодически добавляем в контейнер воду — так мел лучше стирается с доски.

Зона творчества по Монтессори

Кухня как игровая и гостиная для всей семьи

Приглашаю вас дальше — на кухню. Здесь у нас нет башни помощника или ступеньки, но мы по необходимости переносим башню из ванной. Сын не может полностью перенести её сам, я помогаю.
У нас нет места, чтобы поставить отдельный столик или рабочую зону, поэтому используем то, что есть. В общем шкафу внизу выделили место для рабочего инвентаря сына:
— салфетка для сервировки,
— приборы,
— отдельно инструменты для кулинарии.

Хранятся они просто в органайзерах, не в составе сета. Здесь: яблокорезка, ручная соковыжималка, щипцы для перекладывания, вертикальный нож, кухонный нож, доска, ступка с пестиком. Отдельно в контейнере — набор для чистки моркови. Я добавила этот набор, потому что сыну очень нравится чистить морковь. Он начал это делать в полтора года. Сейчас за раз он может полностью почистить две моркови и частично их натереть. Натирает он на взрослой тёрке, которую я ему достаю. Работаем на нашей рабочей зоне, используя башню помощника.

Зона УПЖ по Монтессори на кухне

На общем столе есть водная зона, где Елисей сам может попить воды. На поднос я поставила кувшин и стакан, которые подобрала так, чтобы сыну было удобно их схватить. Здесь малыш получает первый опыт успеха. Поэтому такую зону можно организовать, как только малыш начал уверенно ходить и у него освободились руки. Воды в кувшине должно быть меньше, чем помещается в кружку — тоддлер захочет вылить всё. Рядом я положила целлюлозную губку, чтобы малыш мог протереть капли, если случайно прольёт.

На кухне у нас также есть набор для ухода за цветами. Сын может залезть на башню и поливать цветы, но чаще всего мы делаем это вместе.

Книжная полка у нас тоже на кухне, между диваном и холодильником. Малыш берёт понравившуюся книгу и смотрит её либо сам, либо зовёт нас читать вместе — чаще всего второй вариант.
Книжная полка есть ещё в зале, там книги стоят не лицом, а корешками. Так малыш постепенно учится пользоваться взрослыми полками — в том виде, как книги обычно хранятся у взрослых.

Книжная полочка витрина Монтессори

Зона сна и движения

В зале стоит кровать малыша. Елисей начал спать отдельно от нас в 2 года. Сейчас он сам чувствует свой организм и часто говорит: «Пора спать».
На фотографии вы видите лестницу. Сейчас сын стал реже на неё забираться, и к осени мы планируем купить шведскую стенку с разными приспособлениями. Сыну как раз исполнится 3 года.
Здесь же есть баскетбольное кольцо, но коробка с разными мячами находится в прихожей.

Зона движения и зона сна по Монтессори

Чему я научилась, создавая Монтессори-среду у себя дома

Спасибо, что побыли у нас в гостях. Надеюсь, вам понравилось 🙂
Создание среды для сына научило меня нескольким важным вещам:

  • я всегда учусь смотреть на сына и на его потребности. Иногда тоже хочется купить очередную игрушку по рекомендации какого-нибудь блогера или Монтессори-специалиста. Но я всегда спрашиваю себя: а что сейчас было бы полезно для Елисея? Поддерживают ли эти вещи его интерес и развитие? Что нужно доработать в его материалах?
  • я стала слушать и слышать себя. Как хочется мне? Как будет удобно мне? Например, некоторые свои личные вещи я стала держать на подносе, потому что так удобнее. Недавно купила органайзер для хранения приспособлений для бега. У меня несколько видов бафа, которые постоянно терялись — то на полке, то на крючке, то на сушилке. Сейчас всё в одном месте, и я быстро их нахожу.
  • я не делала изменения в доме в ущерб себе или мужу. На мой взгляд, комфортно должно быть каждому члену семьи.
  • я учусь уважать границы близких. Раньше обижалась на мужа, что он не готовил с сыном. Потом приняла: он ничего не обязан и имеет право делать с сыном то, что нравится именно ему. Играть в машинки — пожалуйста, кувыркаться на кровати — я не против. Ведь это тоже качественное время, которое они проводят вместе.

Наталия Ищенко,

специалист по раннему развитию детей, куратор Монтессори.Дети,

https://t.me/sorri_montessori

Наша квартира претерпевала (и продолжает претерпевать) немало изменений, дети растут, меняются их потребности, пространство меняется и растёт вместе с ними.
У меня двое детей (4 и 3.6 года), разница совсем небольшая, но всё равно они нуждаются в точном разделении пространства по зонам.

Прихожая

Во входной зоне у каждого малыша есть свои крючки, куда он может повесить рюкзак, курточку и сложить сезонные аксессуары. Также предусмотрено место для обуви и удобная лавочка по росту, чтобы было удобно переодеваться.

Монтессори дома - верхняя одежда

Ванная комната

Когда у детей была большая разница в росте, у каждого была своя ступенька — чтобы младшая не тянулась к крану на цыпочках, а старшему не приходилось пригибаться. Сейчас дети почти одного роста, и ступенька у них одна.
Щетки стоят вместе, мыло общее. Полотенца для рук у каждого свои.

Монтессори дома - УПЖ в ванной комнате

Кухня

У детей есть своя небольшая полочка, где стоят их тарелочки, кружки, лежат столовые приборы. У каждого свои личные тарелочки и кружки с любимыми животными.
На этой же полке расположены наборы для ухода за средой: маленький веник и совок, смётка для стола, тряпочка для протирания поверхности.

Зона УПЖ на кухне

Детская комната

Детская комната у нас одна на двоих. Она достаточно большая, поэтому у детей много пространства, чтобы лазать, раскладывать железную дорогу на полу или строить город из LEGO. Однако и тут есть несколько зон, где мы стараемся чётко разделять пространство между детьми.

Зона чтения

Это место, где мы много читаем перед сном — наш уголок спокойствия и уюта.
Когда дети были совсем маленькие, мы чётко делили полки между ними: нижняя была для младшей, а остальные — для старшего. Сейчас дети могут слушать и короткие книжки-картинки, и длинные тексты с несколькими главами. Поэтому деление по полкам сохраняется, но теперь я стараюсь размещать книги по следующему принципу:

  • верхняя полка — для энциклопедий,
  • вторая — для стихотворений,
  • третья — художественная литература,
  • самая нижняя — книги, которые очень любит младшая.

Обычно младшая, как классическая трёхлетка, любит читать одну и ту же книгу по 10 раз подряд, а старший практически любую книгу готов послушать только один раз. Поэтому книг у нас очень много.

Обустройство Монтессори-среды дома

Стеллаж с занятиями

Дети ходят в Монтессори-садик, поэтому дома я стараюсь только немного поддержать интерес к тому, что им интересно прямо сейчас. Материалов для занятий дома совсем немного. Стеллаж поделён между детьми так:

  • нижняя полка выделена младшей дочке,

  • средняя полка — для сына, обычно там стоит поднос с математикой и языком,

  • верхняя полка общая и посвящена изучению окружающего мира.

Стеллаж Монтессори с игрушками и материалами

Открытый стеллаж для Монтессори материалов

Гардероб

Открытый гардероб у детей общий. Там лежит небольшое количество комплектов, которые можно выбрать прямо сейчас.
Как и в остальных зонах, верхние полки выделены для старшего сына, а нижние — для младшей дочери. Рейл у них один, но зонирование выполнено с помощью вешалок: розовые — для платьев и толстовок дочери, голубые — для джемперов и толстовок сына.

Зона одевания по Монтессори

И ещё несколько рекомендаций, как организовать пространство, когда детей двое:

  • Для занятий можно использовать небольшие стеллажи, которые стоят отдельно друг от друга. Или нижнюю полку отдать младшему ребёнку, верхние — старшему.
  • У каждого ребёнка должно быть своё рабочее место (стол и стул, подходящие по размеру). Можно добавить небольшие напольные коврики, которые обозначают рабочее место на полу.
  • Хранить мелкие детали игрушек старших детей так, чтобы у старших был к ним доступ, а у младших — нет.

 

По поводу организации среды для разновозрастных детей я люблю сравнение с караваном верблюдов: скорость каравана определяется самым медленным верблюдом. При организации среды мы делаем её безопасной для самого младшего члена семьи. Например:

  • убираем ножи так, чтобы младший не достал, а старшие могли;
  • закрываем розетки, если младший ещё не дорос;
  • убираем материалы для творчества повыше.

В моих планах не вносить глобальных изменений в комнату, пока старшему не исполнится 7 лет и не придёт время отдавать его в школу. А потом, наверное, нас ждёт очередная глобальная перемена — но это уже совсем другая история.

Юля Абрамова,

преподаватель немецкого языка, педагог дополнительного образования, лесная ведущая, Монтессори-специалист по раннему развитию,

https://t.me/mommi_dommi, http://mommi.dommi.tilda.ws/

Обустройство кухонного пространства дома по Монтессори

Детская кухня часто ассоциируется с покупной игрушечной кухней — с пластиковой или деревянной посудой и «продуктами». Мы тоже купили такую кухню и даже провели туда воду, но она оказалась нефункциональной — дети воспринимали её просто как игру.

Сейчас кухонное пространство у нас устроено так, что оно удобно всем членам семьи и действительно используется детьми каждый день. Это побуждает их не только к игре, но и к самостоятельной еде и использованию настоящих кухонных приборов.

Монтессори на кухне

Чему учится ребёнок, находясь в такой подготовленной среде:
— самостоятельности
— независимости
— значимости
— пониманию, что он уважаем и принят
— уверенности в себе
— осознанию того, что он может САМ

 

При обустройстве советую обратить внимание на:
— безопасность (проверьте всё на устойчивость и целостность)
— соответствие росту ребёнка (растущий стул, башня помощника, полки и стеллажи на уровне глаз)
— правильно подобранные кухонные приборы (подходящие по размеру, с удобными ручками, не острые, из натуральных материалов)

 

Два шага, с которых можно начать обустройство кухонного пространства для детей:

  • Повесить полотенце на уровне рук ребёнка.
  • Подготовить поднос для питьевого режима: кувшин, кружка и губка для вытирания капель воды.

Набор для УПЖ по Монтессори

У нас с коллегой есть закрытый канал, где мы помогаем родителям шаг за шагом обустраивать удобное пространство для детей. Мы не просто даём сухую теорию — мы сопровождаем и поддерживаем на каждом этапе, помогая создать именно ту самую функциональную кухню, где ребёнок учится не только готовить или наливать воду, но и развивает навыки во всех сферах: математика, язык, сенсорика, моторика, творчество и даже музыка.

Монтессори дома

Наши дети обожают сами готовить себе коктейль или лимонад — им не нужно просить: «Мааам, я хочу пииить!». Для них это стало обычной частью дня.

Попробуйте и вы — это простой и ценный вклад в развитие вашего ребёнка!

Оксана Болховитина,

В прошлом стюардесса, сейчас специалист по раннему развитию детей 

и автор канала «С заботой о каждой маме».

«Важнейшая цель подготовленной среды – сделать ребёнка независимым от взрослого». Э. М. Стэндинг

Впервые зайдя в класс Монтессори, вы сразу увидите, что помещение прекрасно обустроено таким образом, чтобы учитывать все потребности детей. Те же принципы легко применять и в домашних условиях. Мы не стремимся создать идеальный дом, но в состоянии обустроить пространство, которое даст ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него.

Девять советов по обустройству дома:

  1. Детский размер. Найдите мебель, которой ребёнок сможет пользоваться без посторонней помощи: растущий стул, башня-помощник, вспомогательная ступенька для общего доступа, низкий стеллаж и открытые полки для игр и материалов и т.д.
  2. Пространство. Чётко разделено на зоны: 0–2 месяца — среда удовлетворяет потребности «ребёнок–мама». 0–5 месяцев — зоны сна, кормления, ухода и движения, удовлетворение сенсорных потребностей и потребности в порядке. 5–12 месяцев — изменения в питании требуют новой зоны приёма пищи; изменения в крупной моторике требуют обновления зоны движения и т.д.
  3. Красота интерьера. Важны натуральные материалы, фактуры (так как ребёнок впитывает и насыщается всем, что видит вокруг). Расположите картины на уровне роста ребёнка, чтобы он мог ими наслаждаться. Они создают эстетически приятное пространство и дают возможность развивать утончённый вкус, чувство гармонии и эстетики, прививают культуру с ранних лет.
  4. Независимость. Располагайте материалы для занятий на подносе, в корзинах, чтобы всё необходимое было наготове. Ищите способы сделать материалы доступнее для самостоятельного использования ребёнком.
  5. Привлекательность занятий. Подготовьте для малыша занятия, соответствующие его возрасту, красиво расположенные на полках. Приводите занятие в незаконченный вид. Завершённое упражнение менее привлекательно для малыша, чем незавершённое. Разбирайте материалы на составные части, прежде чем вернуть их на полку. Кладите элементы (например, кусочки пазла) в миску слева, а остальное (схему для пазла) — справа. Расположение предметов слева направо — косвенная подготовка к чтению.
  6. Меньше — лучше. Наличие лишь нескольких вариантов деятельности — от 5 до 10 игрушек на полке — помогает ребёнку лучше концентрироваться. Выкладывайте на полку только те материалы, с которыми он работает, которые отвечают его потребностям на данном этапе развития или находятся в ближайшей зоне развития.
  7. Место для всего и всё на своём месте. У малышей особенно сильно развито чувство порядка. Когда у нас есть место для всего и всё лежит на своих местах, это помогает ребёнку понять, где какой вещи следует быть (и куда её убирать).
  8. Смотрите на пространство его глазами. Присядьте на уровень роста ребёнка в каждой комнате, чтобы увидеть, как это выглядит с его точки зрения. Возможно, вы увидите какие-нибудь заманчивые провода или мусор под шкафом, или пространство будет на него давить.
  9. Храните и меняйте. Организуйте места для хранения вещей, которые в идеале будут недоступны для детей и не будут бросаться в глаза. Например, в высоких шкафах во всю стену, которые по цвету сливаются со стеной, на чердаке или в контейнерах, которые можно убрать в кладовую или хранить за диваном. Убирайте на хранение большую часть материалов для занятий ребёнка и заменяйте ими материалы, уже представленные на полках, когда ребёнок будет заинтересован в решении новых задач.

Наше «ДО» в организации среды дома

Как организовать Монтессори среду дома

Наше «ПОСЛЕ» в организации среды дома

Зона ухода за собой в ванной комнате:

Организация Монтессори среды в ванной

Зона движения:

Монтессори среда в детской

Зона ухода за собой в прихожей и УПЖ:

УПЖ по Монтессори

Зоны на кухне:

Монтессори дома - организация зоны приема пищи и УПЖ на кухне

Основные цели домашней среды:

— обеспечение самостоятельности и независимости ребёнка;
— обучение концентрации;
— воспитание воли через свободу выбора;
— прививание традиционных культурных ограничений через правила семьи и уважение друг к другу;
— забота о себе и своих близких;
— получение расширенного сенсорного и математического опыта;
— формирование и поддержание навыков, умений и качеств ребёнка.

Примечание. В возрасте около 3 лет ребёнок ощущает потребность в социокультурной жизни. Поэтому после 3 лет домашняя среда может стать ограничивающим фактором развития, если не подготовить встречу ребёнка с группой детей.

Вместо итогов

Мои друзья и коллеги написали столько полезного, что, пожалуй, я добавлю от себя буквально несколько слов:

— Двигайтесь маленькими шагами. Изменить сразу все очень сложно и затратно, поэтому начните с малого: повесьте крючок для одежды на уровне ребенка или поставьте кувшин с чашкой, чтобы он сам мог налить себе воды.

— Пробуйте, тестируйте и не бойтесь ошибиться. Наблюдайте за действиями ребенка и пробуйте вместе с ним. Дети сами подскажут, что нужно изменить, а что — оставить.

— Я убеждена, что абсолютно любое пространство можно достаточно простыми действиями сделать удобнее и комфортнее. Мы будем продолжать говорить об этом здесь и в нашем телеграмм-канале. Присоединяйтесь — будем менять среду вместе.