Блог

Преимущества упражнений практической жизни по системе Монтессори

Наверняка взрослые могли бы многому научиться у своих детей. Например, как испытывать удивление и благоговение перед всем, что предлагает жизнь, и полностью присутствовать в каждом моменте. Малыши видят в том, что родители считают обыденным, захватывающие интересные задачи. Будь то завязывание шнурков, мытье посуды или нарезка фруктов — дети увлекаются этими моментами и могут испытывать чувство гордости за свои достижения.

Практическая жизнь — одна из отличительных черт метода Монтессори, в полной мере использующая интерес и желание ребенка участвовать в повседневных делах семьи. Она предоставляет детям возможность освоить основные навыки, помогает развиваться в физическом, эмоциональном и познавательном направлении. Практические упражнения также способствуют концентрации, самодисциплине и чувству порядка.

Взрослые частенько преуменьшают значение упражнений практической жизни (УПЖ), концентрируясь на материалах по языку и математике, ориентируясь на классическую подготовку изучения счета, чтения и письма с опорой на формальные показатели.

УПЖ базируются на психофизиологических закономерностях, рассматривающих чтение и письмо как глубокие процессы, в основу которых заложены сложные нейронные механизмы. Невозможно принудительно активизировать созревание нервных клеток, нужны конкретные условия для их благоприятного развития. Работа в зоне УПЖ способствует такому развитию.
Cтеллаж для игрушек и материалов Вааса 4 60 см

4 основные области практической жизни Монтессори

Практические уроки жизни Монтессори вращаются вокруг ключевых концепций, направленных на помощь детям в достижении независимости. Эти уроки можно применять с раннего возраста, примерно к концу первого года жизни.

1. Забота о себе и других

Занятия по методике Монтессори помогают детям понимать свои основные потребности, необходимость помощи другим. Такие, казалось бы, простые действия, как мытье рук, посещение туалета или надевание куртки учат детей думать о себе и реализовывать свои желания. Некоторые практические примеры позволяют детям учиться распознавать, кому нужна помощь, и оказывать ее.

2. Забота об окружающей среде

Практическое жизненные упражнения Монтессори учит малышей брать ответственность за свои действия. Они узнают, что действия имеют последствия, как хорошие, так и плохие. Это усиливает когнитивное развитие и помогает понять важность заботы об окружающей среде и общем пространстве.

Дети учатся простым вещам: убирать за собой, пользоваться метлой или шваброй, ухаживать за растениями. Таким образом, они становятся более ответственными и учатся ценить важность поддержания чистоты вокруг себя.

3. Контроль и координация тела

Применение метода Монтессори в практической жизни помогает детям осознать свое тело и его связь с окружающим пространством. Это помогает улучшить координацию, равновесие и моторные навыки. Малыши учатся безопасно перемещаться в пространстве, становятся более уверенными в движениях.

4. Вежливое общение и разрешение конфликтов

Применяя принципы Монтессори в реальной жизни, можно научить ребенка, как вести себя в социальных ситуациях при взаимодействии с другими. Например, классы Монтессори часто проводят уроки вежливости, где дети учатся приветствовать других, говорить «пожалуйста», «спасибо», «извините», а также практиковать хорошие манеры в повседневном общении во время групповых занятий.

Хотя многие занятия Монтессори часто предназначены для детского сада, можно легко выполнять их дома с ребенком. Вот некоторые из них:

  • Пользоваться безопасными ножницами и учиться резать бумагу.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов.
  • Помогать в уборке стола после еды.
  • Правильно мыть руки.
  • Наливать воду из кувшина.
  • Вытирать пролитое.
  • Самостоятельно одеваться.
  • Мыть овощи для приготовления пищи.
  • Нарезать банан для перекуса.
  • Мыть и подметать пол.
  • Стирать тряпки для влажной уборки.

Чтобы занятия были эффективными, следует приобрести в дом мебель и предметы, подходящие по размеру ребенку, и использовать соответствующие возрасту игрушки. Можно организовать игровое пространство Монтессори как отдельную зону в доме, где дети смогут заниматься и свободно исследовать окружающую среду.
Стеллаж для игрушек и материалов Вааса 3 60 см

Тренируем концентрацию

УПЖ настолько захватывают дошкольников, что способствуют состоянию предельной концентрации — без него занятия с более трудоемким материалом невозможна.

Один из характерных признаков высшей степени концентрации — неоднократное воспроизведение одних и тех же действий, соответствующих целям занятия. Другая особенность — углубленное погружение ребенка в задачу, дошкольник при этом может не реагировать на происходящее вокруг. По мнению Марии Монтессори, процесс концентрации объединяет умственную и физическую энергии, формируя личность малыша.

Так, сверхконцентрация обеспечивает детям позитивное эмоциональное состояние и ведет к нормализации нервной системы. Неслучайно Монтессори-педагоги дают ребенку, который впервые посетил класс, позаниматься упражнениями практической жизни, и только потом рекомендуют сенсорный, языковой и арифметический развивающий материал.
Изображение с www.freepik.com

Упражнение «Переливание из кувшина в стакан»

Переливание воды из кувшина в стакан — это практическая жизненная деятельность, она помогает ребенку освоить захват и подготовить руку к письму. Занятие способствует развитию координации рук и глаз, самоконтроля, концентрации, силы, ловкости и крупной моторики. Дети любят делать это упражнение, так как оно включает в себя веселье и сенсорику.

При демонстрации действия «наливания» не забудьте указать ребенку следующие «точки интереса»:

  • В наливании следует задействовать обе руки.
  • Доминирующая рука должна держать ручку кувшина.
  • Нерабочая рука располагается под основанием при переносе (или с противоположной стороны ручки, если кувшин легкий).
  • Край кувшина должен быть на одной линии с краем стакана (обязательно объясните это ребенку, он может не понимать).
  • Кувшин следует наклонять медленно.

Если ребенок левша используйте левую руку для демонстрации. Во время презентации, ребенок должен сидеть с противоположной стороны (т. е. если вы используете правую руку, ребенок должен сидеть слева от вас и наоборот). Это помогает не загораживать обзор во время презентации.

Один из принципов метода Монтессори заключается в том, что дети используют натуральные материалы, в том числе, хрупкие. Когда ребенок берет в руки стеклянный кувшин он может чувствовать ответственность за этот хрупкий предмет. Если появляются небольшие сколы, следует указать на это ребенку, чтобы усилить важность самоконтроля. В случае трещин или разбития — выбросите кувшин. Можете предложить ребенку поучаствовать в этом процессе, пусть наблюдает, как вы тщательно подметаете осколки, заворачиваете их в бумагу, прежде чем выбросить в мусорное ведро. Пожалуйста, помните, что не следует стыдить или ругать ребенка за неудачу — это ожидаемая часть процесса обучения.
Изображение с www.freepik.com
Мебель Rokkoly идеально подходит для упражнений практической жизни по системе Монтессори. Она помогает малышам в развитии самостоятельности и координации движений. В ней удобно хранить материалы, она имеет подходящую высоту, поэтому ребенок чувствует себя комфортно.

Ознакомьтесь с каталогом, чтобы узнать больше о продукции Rokkoly и заказать мебель для вашего малыша.
Хотите научить ребёнка играть самостоятельно и узнать, как маме меньше уставать? Читайте наши следующие статьи в блоге и Telegram-канале: t.me/rokkoly
Made on
Tilda