В 1919 в Европе возникла серьезная альтернатива традиционному обучению и источник вдохновения для передовых образовательных реформ – Вальдорфская педагогика, предлагающая детям пространство для открытий. Это первая школа, которая воплотила в жизнь принцип социальной справедливости в образовании.
Как все начиналось
Эмиль Мольт, владелец сигаретной фабрики Waldorf-Astoria в Штутгарте в Германии, задумал создать школу для детей своих сотрудников. Он искал учебную программу, которая не только отвечала бы интеллектуальным потребностям, но и развивала духовную сущность детей, помогая им оправиться после бедствий Первой мировой войны. Чтобы разработать этот план, Мольт обратился к Рудольфу Штайнеру, австрийскому философу, ученому и визионеру. Штайнер согласился взяться за эту задачу при условии, что школа будет:
Самоуправляемой.
Усиленной художественными и культурными дисциплинами.
Комплексной, не разделенной на академические и профессиональные направления.
Доступной для девочек и мальчиков (совместное обучение) из всех слоев общества.
Концепция Вальдорфа
Вальдорфская педагогика основана на потребностях ребенка, учитывает его эмоциональные, интеллектуальные, личностные способности. Учебно-развивающая программа предлагает интегрированный, междисциплинарный и творческий подход – баланс между академическими предметами, художественной и практической деятельностью. Как показала практика, это помогает воспитывать в детях любовь к обучению.
Метод Вальдорфа акцентирует значимость естественной среды, отказ от пластика, взаимодействие с натуральными материалами. Использует целостный подход к ребенку, ставит на первое место здоровье, безопасность и благополучие детей, одновременно поощряя их автономию. Ребенок учится на собственном опыте, растет и развивает навыки решения проблем в своем темпе. Игрушки простые, обычно деревянные или тканевые, многие сделаны вручную.
В вальдорфском образовании процесс обучения трехкомпонентный: вовлекает мышление, чувства и действия (голову, сердце и руки). Все начинается с предпосылки, что детство состоит из трех циклов, примерно по семь лет каждый: 0-7 лет (раннее детство), 7-14 лет (среднее детство) и 14-21 год (юность). Каждая стадия формирует то, как дети чувствуют мир – эмоционально, духовно и интеллектуально – что, в дальнейшем, формирует способ обучения.
Раннее детство – развиваем моторику
Философия Штайнера гласит, что ребенок до семи лет – это «один большой орган чувств», который интерпретирует мир с помощью эмоций и учится через подражание. Педагоги раннего детства лелеют каждого ребенка, обеспечивая мягкую, сенсорно богатую среду и игры, побуждающие исследование окружающего мира и изучение социальных отношений.
В течение дня малыш поет песни, рисует акварелью и восковыми мелками, готовит пищу, смотрит спектакль в кукольном театре, гуляет на природе, работает в саду, строит башню из деревянных брусков или домик из подручных материалов и ткани. Эти занятия закладывают важнейшие основы для интеллектуального, эмоционального и физического развития. Электронные гаджеты не приветствуются в младших классах.
Среднее детство – стимулируем чувства через воображение
В возрасте 7-14 лет дети лучше всего учатся на уроках, которые затрагивают чувства и пробуждают творческий потенциал. Учебная программа этого этапа полна сказок и басен, мифологических саг и захватывающих биографий исторических личностей. Учителя интегрируют историю, театр, ритмику, изобразительное искусство и музыку в ежедневную деятельность, сплетая гобелен, «оживляющий» каждый предмет. Обучение чтению, письму и арифметике начинается так же с семи лет.
Юношеский возраст – развиваем ум через познание мира
Возраст от 14-21 года означает развитие независимого интеллекта, способность исследовать мир, проявлять проницательность и критическое мышление. Ученикам вальдорфских школах предоставляется все большая автономия в образовании под руководством высокопрофессиональных специалистов.
Подростки раскрывают рациональную, абстрактную сторону мышления, этику, социальную ответственность, овладение сложными и точными науками. В старшей школе можно использовать компьютер в качестве учебных пособий по всем дисциплинам, преподаются компьютерные курсы, включая кодирование.
Преимущества вальдорфского образования
Наслаждение неспешным детством
Понаблюдайте за играющими детьми. Вы увидите ребят, которые в восторге от того, что им позволяют жить настоящим, свободно исследовать мир и идти туда, куда ведет воображение. Среда обучения часто выходит за пределы помещения, поскольку вальдорфские школы поощряют практику и взаимодействие с природой.
Развитие и обучение основано на игре
Игровая учебная программа дает прочную основу для изучения математических навыков. Например, дошкольники в вальдорфских программах изучают время и интервалы, когда хлопают, топают и танцуют под музыку. Детсадовцы также изучают пальчиковые игры и практикуют работу руками, что улучшает моторику и развивает двигательные навыки.
Дети принимают активное участие в собственном образовании
От изучения алфавита до анатомии, алгебры и истории, ученики Вальдорфа обучаются, создавая собственные учебники – прекрасно оформленные журналы, содержащие рассказы, эссе, стихи, карты, иллюстрации, описания лабораторных работ и математические уравнения.
Вальдорфские школы готовят всесторонне развитых личностей
Педагоги Вальдорфской школы стремятся выявить основное, что отличает каждого ученика, при этом стараются не переоценивать какую-то черту или навык. Все ученики изучают математику, естественные науки, иностранные языки, играют на музыкальном инструменте, поют в хоре, умеют работать руками, танцуют и выступают в театральных представлениях.
Учитель в вальдорфских школах обычно остается один и тот же до конца шестого года обучения. Такой метод доказал свою эффективность. Поскольку ребенок меняется, у него формируются новые интересы, а классный руководитель, зная ученика на протяжении многих лет, быстрее улавливает перемены и оказывает комплексную поддержку.
Вальдорфский подход иногда воспринимается как что-то вроде «школы искусств». Это ошибочное суждение сложилось по причине глубокого погружения в исполнительское искусство, сплетенное в междисциплинарную связь между практикой и остальными предметами. Интересно, что именно наука становится выбором карьеры для многих выпускников школ – потребность, развившаяся за годы исследований, изобретений и открытий.
Сегодня в мире насчитывается около 1200 вальдорфских школ и более 1900 детских садов.
Ознакомьтесь с каталогом, чтобы узнать больше о продукции Rokkoly и заказать мебель для вашего малыша.