Воспитание детей в XVIII-XIX веках
«Дети подобны крошечным цветочкам, они разнообразны и нуждаются в заботе, но каждый из них красив сам по себе и великолепен, когда виден в обществе сверстников», – это цитата, отражающая взгляды Фрёбеля.
Ключевые понятия подхода Фребеля к образованию
- Игра способствует обучению
Игра отвечает биологической потребности ребенка узнать, как все работает. Ф. Фрёбель считал, что игра целенаправленна, а не праздна, и что ее смысл создается посредством практических игровых действий.
Детство – это не просто подготовка к следующему этапу обучения, оно ценно само по себе.
- Центральное значение игры
Игра является частью человеческого бытия и помогает детям связать свои внутренние миры чувств, идей и пережитого опыта, выводя их на новый уровень мышления, чувств, воображения и творчества. Игра – это ресурс для будущего.
- Дети могут изучать только то, к чему готовы
Дети развиваются по-разному, и им нужно разрешить учиться в своем собственном темпе развития.
Обучение начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
- Учитель служит проводником
Педагоги уважают детей такими, какие они есть, и ценят их усилия. Помощь детям в размышлениях – ключевая особенность фребелевского образования. В образовании ценится вклад взрослых, предлагающих «свободу под руководством» для обогащения игры как учебного контекста.
- Комната ребенка – подготовленная среда
Пространство может выглядеть так, как будто оно предназначено для свободной игры, но на самом деле очень тщательно подготовлено, предоставляя детям инструменты и материалы, оптимальные для их уровня развития.
Детская деревянная мебель
- Уникальное явление в образовании XIX века –«дары (подарки) Фрёбеля»
До этого времени игрушки предназначались для развлечения, а образование давалось с помощью книг и инструкций. Они были названы так, чтобы показать детям, что игрушки следует уважать как дары, а учителям и родителям – признать индивидуальный дар, которым каждый ребенок обладает с рождения.
Дети любят играть с Дарами Фребеля
Материалы были созданы не случайно, как полагают некоторые современные историки. Фрёбель проводил много времени, наблюдая за детьми и совершенствуя дизайн «даров». Он пронумеровал их от 1 до 6.
С их помощью маленькие дети изучали математику, естественные науки, инженерию и архитектуру.
Фрёбель признал, что малышей тянет разбирать предметы на части, исследовать и заново формировать: как целое соотносится с деталями.
Дары последовательно переходят от простого к сложному.
Подарок 1
Шарики из пряжи: самая ранняя игрушка для младенцев. Три основных цвета – красный, желтый, синий и три вторичных цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Подарок 2
Сфера, Цилиндр и Куб. При вращении они демонстрировали принцип единства: вращающийся куб образует цилиндр, а вращающийся цилиндр создает сферу, показывая их взаимосвязь.
Подарок 3
Это набор блоков, состоящий из восьми маленьких кубиков.
Целью было представить концепцию частей, составляющих единое целое.
Подарок 4
Прямоугольные призмы: восемь прямоугольных блоков открывают гораздо больше возможностей для конструктивной игры.
Подарок 5
Кубы и треугольные призмы. Его лучше всего использовать с детьми пяти лет и старше. Позволяет создавать более реалистичные здания и конструкции.
Подарок 6
Классические строительные блоки: 18 прямоугольных, 12 плоских квадратных и 6 узких столбцов. С помощью этого набора блоков можно раскрыть концепции масштаба, пропорции, симметрии и баланса.
Все "дары" в одном месте
Эти материалы, возможно, самые замысловатые в мире игрушки, кажутся обманчиво простыми. За последние 180 лет практичные «Дары Фрёбеля» приобрели широкое распространение, переплетаясь с историей искусства, дизайна, образования и массовой культуры.
О «Дарах», к сожалению, было написано не так много. В результате осведомленность о методе Фрёбеля в XXI веке резко упала. Эта статья немного раскрывает его значение и предполагаемое использование материалов.
Фотография XIX века