Блог

Как связаны свобода и бусины в методике Монтессори?

Предоставим ребенку свободно развиваться в пределах безопасности, и будем наблюдать, как совершенствуется его внутренняя жизнь. В этом вся миссия настоящих педагогов», — говорила Мария Монтессори
Итальянский врач и педагог создала альтернативную систему, построенную на основе идеи свободного воспитания детей. На протяжении своей жизни она доказывала, что когда взрослые заставляют малышей подчиняться — это принуждение. А когда ребенок проводит каждый день, следуя указаниям взрослых, он понимает, что его потребности совершенно не важны.
Тумбочка серии Вааса
Пытаться наблюдать за ребенком, прислушиваться к нему, а не учить уму разуму, как это делали наши мамы и бабушки — редко кому удается. Единственная в истории образования врач, педагог, психолог и философ в одном лице, Мария Монтессори — показала этот путь.

В качестве невмешательства в действия ребенка она рекомендовала носить пояс из бусин. И как только появляется непреодолимое желание «добавить свои пять копеек» в работу ребенка, советовала снимать с этого пояса по одной бусине.
Стеллаж Вааса 4 с частичным покрытием

Монтессори инсайты

Складывается впечатление, что просто наблюдать за детьми легко. Достаточно находиться рядом и изучать, что они делают. Не тут-то было. Всякому наблюдению должна предшествовать подготовка. Если смотреть в микроскоп неподготовленным глазом, можно ничего не увидеть. Поэтому необходима тщательная сенсорная адаптация.
Наблюдающему за детьми следует быть полностью неподвижным и держать язык за зубами. Думаете легко это сделать? На самом деле нет. Глядя на ребенка, который работает, прилагая огромные усилия, сложно подавить в себе импульс и оставить его один на один с этой трудностью. Соблазна выразить похвалу или раздражение, оказать помощь может быть достаточно, чтобы прервать или уничтожить концентрацию внимания ребенка.
Важнейшая доктрина, которая способствует успеху педагога состоит в том, что как только ребенок сконцентрировался на задаче, нужно действовать так, словно его нет рядом. Педагог может только показывать новое занятие, когда понимает, что малыш уже исчерпал возможности материала, используемого ранее. Процесс достижения цели иногда занимает много времени, но прилагая максимум усилий, преодолевая сложности, дети видят ошибки, которые сначала не замечали.
Настенная полочка Симпл 4 и стеллаж Вааса 4

Техника наблюдения за ребенком

Наблюдение лежит в основе естественных наук. Его успешно используют при получении достоверной информации о ребенке, к примеру какие из навыков он освоил, что его особенно интересует. С помощью наблюдения мама сможет подобрать занятия и помочь освоить новые навыки оперативно, с учетом наиболее благоприятных условий.
Мамы часто проводят с малышами весь день, но как постоянные участники событий, пропускают удивительные вещи. Если попробовать отстраниться и посмотреть на ребенка как бы со стороны, можно открыть для себя много неожиданного.
Туалетный столик

Когда начинать

В любом возрасте. От младенцев трудно получить полноценную обратную связь. И даже трехлетки действуют часто неосознанно — плохо понимают себя, свои мотивы и потребности. Наблюдения помогают разобраться, что в действительности происходит с детьми. Почему они плачут, что их радует и печалит. Как справляются с препятствиями, находят ответы в задачах. Чему пока не научились, а что готовы делать сами.

7 правил наблюдения

  • Максимально концентрируйтесь
Быть в настоящем моменте, не думать, что приготовить на обед или решать другие насущные вопросы.
  • Контролируйте эмоции
Малыш часто делает что-то милое, что может спровоцировать смех. Сдержитесь, иначе отвлечете ребенка.
  • Записывайте то, что видите, а не то, что думаете
Например: «3:40 — Использовал все блоки, заговорил с мальчиком. Мальчик подполз, смотрят вместе на конструкцию из блоков. Рассказывает мальчику о конструкции. Мальчик уходит. Перестраивает, поворачивает голову, когда его зовет мальчик. 5:00 — Снова строит. Задевает, часть блоков падает. Возвращает на место».
  • Уважайте ребенка
С уважением относитесь ко всякой деятельности детей, даже если непонятны их смысл и цель. Останавливать занятия стоит только в случае, если они становятся опасными для малыша или других людей.
Открытый гардероб Вааса
  • Ведите себя бесшумно, старайтесь не встречаться глазами с ребенком
Если поймали взгляд, дайте сдержанную обратную связь — моргните или улыбнитесь. Малыш может понять это как призыв бросить свое занятие и подойти к вам. В таком случае скажите: «Поиграй еще, я пока занята — пишу».
  • Не интерпретируйте сразу то, что наблюдали
Попытки делать выводы о происходящем сию минуту ошибочны. Начать расшифровывать, осмыслять и обдумывать можно только после записанного и увиденного.
  • Сдерживайте импульсы помочь
Инстинкт помогать малышу заложен в матери от природы. Особенно сложно быть объективной и сдерживать порыв помочь, когда мы наблюдаем именно за своими детьми. Помогая без необходимости, мы лишаем их возможности обучиться новому и сделать открытие. Так теряется сам смысл наблюдения.
Напольная полка-витрина Эспоо 3
Мария Монтессори верила в дисциплину. Она подтвердила на практике, что дисциплина возможна в среде, в которой детям предоставлены интересные материалы для занятий. Когда ребенок полностью поглощен работой, которая привлекает его на определенном уровне развития — это его дисциплинирует. Ни один учитель не мог бы обеспечить лучшего порядка. Главное — не торопить, не подталкивать и не помогать без просьбы. Но ребенок всегда может обратиться за помощью к педагогу.

Так свобода выбора становится привычкой. Возможность удовлетворять свое любопытство и исследовать догадки открывает небывалые просторы для творчества, как это произошло с соучредителями Google, Wikipedia и Amazon – все они закончили Монтессори-школы.
Еще больше о методике Монтессори и других актуальных родителям темах в нашем телеграм-канале: t.me/rokkoly
Made on
Tilda