Блог

Подвижный алфавит Монтессори. Как с его помощью дети умеют писать в 3 года

Многие думают, что дети сначала учатся читать, а только потом писать. Некоторые даже считают письмо совершенно отдельным навыком. 

Но исследования показывают, что чтение и письмо у детей младшего возраста развиваются в одинаковые сроки.

Знание буквенного звука и, соответствующего ему, символа важно при попытке прочитать или написать слово. Чтение и письмо – похожие, но не идентичные когнитивные процессы. Но оба они зависят от способности ребенка связывать звуки и буквы алфавита с написанием слов. Это немного похоже на курицу и яйцо. Что было вначале? Вы удивитесь, но некоторым детям легче начать писать, чем читать. 

Источник: pexels-mikhail-nilov-8923028

В начале прошлого века Мария Монтессори обнаружила, что крохи были способны кодировать слова за несколько месяцев до того, как у них развилась зрительно-моторная координация, необходимая для управления карандашом. Начиная примерно с 3,5 лет детей знакомили с буквами, пока они не выучат значительную часть алфавита. В классе Монтессори дети изучали звуки алфавита с помощью букв из наждачной бумаги.

Указательным и средним пальцами (отвечают за умение держать карандаш) дети обрисовывали «шершавые» буквы так, словно писали их сами. Видеть, чувствовать и слышать звук – этот подход помогал ребенку учиться с помощью прикосновения, а не запоминания. И в этом процессе форма буквы становится частью их мышечной памяти.

Источник: pexels-magda-ehlers-1337387

Затем маленькие писатели составляли слова с помощью подвижного алфавита, используя по одной букве за раз. Эти действия позволяли повышать уровни сложности и исправлять себя. Так дети учились не бояться ошибок. А ведь умение исправлять свои недочеты ведет к появлению уверенного в себе, независимого человека.

Учить малышей чтению и письму по программе Монтессори – действительно, продуманный, доступный и приятный способ. Это постепенный, естественный и осязаемый процесс, который начинается бессознательно. Досадно, что его используют немногие родители. 

Подвижный деревянный алфавит

Перемещая кисть зигзагами и кругами по странице, дети учатся плавным движениям курсива. В подходе Монтессори детей знакомят со звуками, прежде чем они узнают названия этих букв. В этом процессе нет спешки. Все дети научатся писать и читать в удобное для них время. Чем больше они работают руками, тем лучше усвоят концепцию в уме.

В то время как «лепет» означает развитие устной речи, каракули можно рассматривать как первые шаги к письму, но некоторым детям может быть очень сложно писать. У многих из них наблюдаются задержки в развитии мелкой моторики и эти проблемы затрудняют задачу по письму. 

Большой деревянный алфавит

Способы помощи:


I. Смоделируйте поведение, которое хотите увидеть

В нашу эпоху технологий у детей гораздо меньше возможностей видеть почерк. Постарайтесь чаще писать от руки, чтобы они поняли, что письмо важно. Произносите каждый звук и повторите слово целиком, по окончании написания.

II. Учитывайте предпочтения вашего ребенка

Если ему нравится только зеленый цвет, найдите для него зеленые материалы. Допустим, ребенок предпочитает определенные текстуры – сделайте их доступными. Сенсорные материалы, такие как: песок, грязь, вода, снег или крем для бритья – отличные материалы для исследования «письма». 

III. Примите все усилия ребенка

Вначале малыш будет царапать палкой в песке, пальцем в пролитой еде (спокойствие, только спокойствие). Это начало обучения письму. Когда вы подкрепляете его начальные попытки, произнося с энтузиазмом, например: «Ты начертил линию», – ребенок будет повторять то, что сделал. Поощряйте даже самые незначительные старания. Потерпите. Некоторым детям требуется время, чтобы понять связь.

IV. Попросите ребенка прочитать то, что «написано» или рассказать о своем письме

Если ребенок невербален или не отвечает, расскажите ему, что вы видите на бумаге, помня, что он, вероятно, пишет то, что видел или слышал. 

V. Ведение дневника 

Это может быть альбом, в котором ребёнок «рассказывает» истории в виде картинок, нарисованных цветными карандашами. А внизу, простым карандашом коротко пишет, что изображено.

Источник: pexels-mart-production-7334332

Не существует одного идеального возраста для начала изучения алфавита Монтессори, но по нашему опыту, фонемы (то, как звучат буквы) можно ввести примерно в 2,5 года, а фактическое написание «шершавых» букв – после трех лет. Каждый ребенок индивидуален, поэтому следите за интересами и способностями своих карапузов. 

Заходите в наш Telegram канал – комьюнити современных родителей. Смотрите новинки детской мебели, последние новости об игрушках и развивающих методиках.



Made on
Tilda